Акции
Автосервис
Адреса сервисов
Расчет стоимости работ
Все услуги автосервиса Ремонт кондиционера Малярно-кузовной ремонт
Сеть СТО EuroAuto на карте
Отзывы
Корпоративный отдел
Оптовый отдел
Сервис

Скрипучие тормоза. Кто виноват, Toyota или Textar?

Вообще-то, это тема «почему скрипят тормоза» хотя и не нова, но всегда может послужить поводом для отдельного разговора. И желательно, чтобы автором текста был не я, простой автомеханик, а специалист в тормозных системах. Но вот прямо сейчас такого отловить не удастся, а про звуки в тормозах поговорим, есть повод. И, так как я посетил уже не один десяток технических семинаров, в том числе и от таких специалистов быстрой остановки, как ATE, TRW, TEXTAR и FERODO, могу позволить себе донести до вас некоторые прописные, и не очень, истины.

Почему скрипят тормоза?

Какой у вас всплывает ответ на этот вопрос? Позвольте, угадаю: плохое качество, подделка, контрафакт? Всё не так банально, поверьте.

В далёком 2003 году славный город Санкт-Петербург посетил представитель бренда LUCAS. Вёз он с собой некоторые знания и известия о том, что бренд этот теперь будет частью TRW. Его ждали, встречали радостно и радушно. Поэтому на третий день пребывания в нашем городе, когда наступила необходимость своими знаниями поделиться, голова у нашего гостя сильно болела - от нашего же гостеприимства. И поэтому он попросил позволить ему сначала изложить всё то, что было задумано, и только в конце мероприятия перейти к игре «вопрос-ответ». И вот этот момент настал. Поднимается лес рук. Герр Konoplyov морщится и произносит:

 - Только не спрашивайте меня, почему скрипят колодки LUCAS – руки опускаются…

 Он снова морщится, вздыхает и начинает новый виток своего повествования. Если очень сильно упрощать, то смысл этого пакета знаний звучал так:

- все элементы автомобиля в движении, и особенно – при торможении, вибрируют, каждый со своей частотой. И, когда частоты нескольких элементов совпадают, мы начинаем слышать шум, в диапазоне от едва слышных 10 дБ до свыше 120 дБ - что эквивалентно рёву двигателя реактивного самолета. На частоту и уровень шума влияет целый ряд факторов: уровень контакта между колодками, скорость контакта, температура и приложенное давление, продолжительность торможения, применение и тип компонентов, которые включили в состав фрикционного материала колодок.Кроме того, существуют внешние воздействия, не зависящие от производителя, такие как температура и влажность воздуха, другие факторы окружающей среды.

Все части тормозной системы, да и кузова автомобиля, участвуют в нарастании шума - вплоть до резиновых кронштейнов на шасси и даже на колесах и шинах. В зависимости от конструкции, размера и свойств каждого звена в этой грампластинке, эффект различен, пока тормозной диск действует как громкоговоритель для передачи шума в окружающую среду.

Разработчики тормозных систем не ограничиваются научными разработками и дорожными испытаниями своей продукции. Один из важнейших этапов до начала производства – акустические испытания. Нам показали видеоролик, в котором демонстрировалась специальная звукоизолированная комната, где определённым образом была закреплены элементы подвески, обвешанные датчиками, и её всячески трясли и крутили, имитируя движения в различных условиях. К сожалению, именно тот ролик я найти не смог, но нашел нужный кадр на техническом сайте bracebook:

Испытания проводятся в широком диапазоне всевозможных нагрузок:

  • Максимальная скорость до 240 км/ч
  • В диапазоне температур от -20° до +50°
  • При влажности от 15% до 85%
  • Усилие тяги до 200 KW/h
  • Набегающий поток воздуха до 2.400 м ³

С каждого элемента снимались показания, для наглядности отображаемые в кривых на графике, и при опасном сближении частоты колебания принимались меры по их разведению. Иногда этого добивались, меняя материал, иногда -форму, нередко - вес, или же применяли привычную нам визуальную форму борьбы с шумами – так называемые противоскрипные пластины:

На мой взгляд, хотя бы по этой причине, при выборе тормозных колодок предпочтение в первую очередь следует отдавать тем производителям, которые и являются системными разработчиками.

Всё это теория, скажете вы. Ну что ж…

От теории к практике

На одну из наших новых СТО, на Кондратьевском, 15, обратился владелец Toyota RAV 4, 2013 года, с жалобой на скрип и бряканье, предположительно из тормозов передних колёс. Примечательно то, что он просил разобраться именно в причинах, так как диски и колодки – новые. Мне стало интересно, как будет решаться эта задача - сел на самокат и успел приехать до начала работ с машиной, заодно прогулялся по ремзоне

 Долго ждать не пришлось, и даже удалось перехватить машину на въезде:

Со слов владельца, он обычно доверяет машину своим знакомым, в мультибрендовый сервис, где при очередном ТО по их рекомендациям заменили передние диски и колодки. Выбор производителей также был на их совести, и совесть отдала предпочтение TEXTAR. Я, кстати, этот выбор одобряю. Сам устанавливал их комплектующие много лет, и ни разу поводов для нареканий не возникало. А вот у владельца Тойтоты негативные ощущения появились сразу. Вызваны они были неприятными звуками, которые сопровождали движение автомобиля. Причём появлялись не столько в момент торможения, сколько именно в обычном движении, - скрип и писк разной тональности, менявший интенсивность по своему усмотрению и зачастую пропадавший, стоило прикоснуться к педали тормоза. Да, владельца инструктировали о необходимости прикатки, и он честно проехал километров 500, прежде чем обратиться с рекламацией. В том сервисе машину приняли, тормоза осмотрели, ничего криминального не нашли и отправили обратно в том же состоянии. Предположили, что «качество TEXTAR уже не то». Эту версию, кстати, и я слышал неоднократно. Но мне-то почему-то везло? Проверим!

Диагностика

При любой работе на подъёмнике в ЕвроАвто механик обязан провести диагностику по 14-ти пунктам. И это не пустая формальность. Вот кто из вас навскидку скажет, какая неисправность подвески может провоцировать неприятные симптомы тормозов? А я, не задумываясь, сам себе отвечу: например, ступичные подшипники. При появлении люфта в ступице теряется соосность тормозного диска и колодок. А при подобных перекосах не только разные звуки появятся, но и эффективность торможения изменится, и броски в сторону при нажатии тормоза появятся, и свободный ход педали тормоза увеличится.…Но это всё в запущенных случаях, в начальной же фазе изменится именно звуковое сопровождение.

Среди прочего обязательной проверке подвергается и тормозная жидкость:

 

Напоминаю, что даже её состояние – один из факторов, влияющих на резонанс. В данном случае нареканий нет, и наш опытный механик, Юрий Сазанов, снимает колёса, чтобы приступить к детальному осмотру непосредственно тормозных механизмов:

  

Что мы видим? Да, суппорт на месте, и даже всё прикручено. Самое простое, что можно предположить при поисках причин бряканья, это неправильно затянутые болты крепления - как суппорта к скобе, так и скобы к поворотному кулаку.

  

Первые, к слову, положено всегда менять, на обслуживаемом автомобиле стояли явно старые, причём трёх разных видов. Но – все затянуты. Смотрим ближе:

  

Налицо присутствие и противоскрипной пасты (или другой, но явно пасты), и даже медной, которую, кстати, в тормозах использовать не рекомендуется. Снимаем суппорт, подвешиваем:

  

Аккуратно заглядываем под пыльник:

  

Следов ржавчины или прочих повреждений поверхности поршня нет, в корпус он утапливается легко.

Проверяем направляющие втулки. В первую очередь – целостность резиновых чехлов, во вторую – лёгкость перемещения в корпусе скобы:

  

Не ограничиваемся этим, вынимаем и убеждаемся в наличии смазки и её свежести:

  

А теперь смотрим на сами колодки. Рабочая поверхность без следов посторонних вкраплений и без признаков перегрева. Переворачиваем:

  

На первый взгляд присутствуют все признаки правильного обслуживания: есть и противоскриповая пластина, и специальная паста там, где положено (впрочем, и где не нужно - тоже есть). Вот только сами пластины не выглядят новыми. К тому же обнаруживается их отсутствие со второй стороны.

Механики мультибрендовых сервисов, по определению, не могут знать ВСЕХ нюансов, присущих разным маркам и моделям, а шаблоны зачастую не работают. Преимущество ЕвроАвто в том, что каждый механик имеет доступ к Autodata, где имеется вся необходимая информация, и они этим активно пользуются. Изучение раздела тормозов Toyota Rav 4 вывело на такую вот картинку:

  

Из этой схемы видно, что существуют комплект тормозных колодок и комплект антивибрационных накладок, и это разные комплекты. Дело в том, что многие производители, даже премиум-класса, типа TEXTAR, свои наборы комплектуют максимально близко к оригиналу. Проверил: в каталоге Текстар к оригинальному номеру 0446542190 приписан аналог с номером 2433701, без каких- либо дополнительных железок в комплекте. Зато в примечаниях рекомендуется приобретать и устанавливать "дополнительные аксессуары" с номером 82074400

Ищем их на Тойоте:

  

Явно старые.

Как бороться со скрипом, если он уже есть?

Самое простое решение, которое вам предложат на том же Драйве, да и в большинстве сервисов, – это заменить колодки на продукт другого производителя. Был такой вариант и у нас: в наличии оказались ATE

  

Но вы же помните, какую задачу нам поставили? Найти причину скрипов и устранить. Да и утереть нос конкурентам – дорогого стоит:-)

Исходя из того, что TEXTAR, в первую очередь, конвейерный поставщик большинства автомобильных концернов с соответствующей компетенцией, следов неправильной эксплуатации не обнаружено, зато налицо некоторое попустительство при замене колодок, решаем пойти по пути «как правильно». Находим комплект антивибрационных (противоскрипных) пластин, оригинальный номер 0494542060. С ними в комплекте идут и дополнительные фиксаторы, а вот подпружиненных направляющих нет. И, что странно, пластин почему-то 8:

 

Потратив небольшое время на изучение материала, мы решили задачу:

  

Оказалось, что предусмотрены 4 подложки, они одинаковые, и 4 накладки, которые различаются для наружных и внутренних колодок:

  

А помните про дополнительные пружинки? По одной на колодку:

  

При установке в скобу должны оказаться сверху.

Кстати, о скобах: их надо качественно вычистить:

  

и на очищенную поверхность нанести тонким слоем пасту - для предотвращения коррозии:

  

Собираем тормоза правильно

Подпружиненные направляющие желательно тоже заменить. Но тут возник такой момент: если поменяем сразу ВСЁ и получим положительный эффект, то не узнаем точно, в чём была ошибка. И потому принимаем решение: отмыть и оставить старые пружинки:

  

Устанавливаем очищенные и смазанные, где надо, скобы, болты затягиваем динамометрическим ключом:

  

Мажем те части колодок, которые перемещаются по скобе, пастой «антискрип»:

  

Обычно ею же рекомендуют мазать и тыльную часть основы, но в данном случае там гасить шумы и вибрации будут пластины.

Устанавливаем колодки дополнительными пружинками вверх:

  

Надеваем суппорт, вкручиваем новые болты, также затягиваем динамометром:

  

Очищаем поверхность тормозного диска:

  

Ну вот и всё. Прикручиваем колёса, затягиваем, как положено:

  

И отправляем владельца в тестовую поездку. Через 15 минут возвращается, очевидно довольный:

  

Ни бряканья, ни скрипов. Что и требовалось доказать:-)


ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ КОЛОДОК


Яков Финогенов

Технический специалист ЕвроАвто

Поделиться: